Советы психолога

Советы учащимся

Памятка для учащихся: как готовиться к олимпиаде

 Олимпиада -  всегда психологическое напряжение, стресс. И это нормальная реакция организма. Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но эмоциональное перенапряжение зачастую оказывает обратное действие.  

Советы участникам олимпиад:

  1. Нужно ставить перед собой цель, которая вам по силам. Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
  2. Необходимо заблаговременно ознакомиться с правилами и процедурой олимпиады, это снимет эффект неожиданности.
  3. Начинай готовиться к олимпиаде заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.
  4. Если очень трудно собраться с мыслями, постарайся запомнить сначала самое лёгкое, а потом переходи к изучению трудного материала.
  5. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время.

Подготовка к олимпиаде требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Последние 24 часа должны уйти на подготовку организма, а не знаний. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.

Питание должно быть 3-4 разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад, полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай, но нельзя переедать. Соблюдайте режим сна и отдыха.

Рекомендации по заучиванию материала:

Заучиваемый материал рекомендуется повторять сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа. Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.

Как вести себя во время олимпиады:

  1. Перед олимпиадой обязательно выспись.
  2. Одежду, письменные принадлежности, «талисман» – приготовь заранее, в день перед олимпиадой. С собой обязательно должны быть: минимум 2 ручки, карандаш, точилка, ластик, носовой платок. Одежда должна быть спокойных тонов.
  3. За день до тестирования постарайся ничего не учить. Если чего-то недоучил, лучше не пытайся. Дай отдохнуть организму.
  4. Не торопись! Читай задание до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймёшь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам. Но помни, что время регламентировано, а тебе нужно решить задание и заполнить бланк.
  5. Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах которых ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдёшь в рабочий ритм.
  6. Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.
  7. Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься интуиции!
  8. Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

Психологическая подготовка

Здесь две составляющие: настрой и рефлексия. Чтобы хорошо творить, надо хорошо на это настроиться, поработать над своим эмоциональным состоянием. Уверенность придадут установки "Я смогу", "Я это сделаю", "Я вообще гениален!" Умение создавать подходящее настроение для олимпиад вырабатывается в специальных систематических занятиях. Их необходимо проводить с психологом, или самостоятельно.

Рефлексия - осознание своей деятельности. Любой результат полезен, когда он осмыслен. Каждая олимпиада включает в себя в качестве необходимого элемента ответы на рефлексивные вопросы.

Итак, допустим, подготовка проведена. Что же происходит в день проведения олимпиады?

Ряд ученых исследовали эту тему и пришли к выводам, что учащиеся испытывают тревожность по поводу возможной неудачи, чаще всего их не пугает сложность заданий, а тревожит либо неизвестность, либо груз ответственности за результат. Следовательно, важнейшая задача психологической подготовки в предсоревновательный период состоит в снижении уровня тревожности в стрессовых ситуациях методами саморегуляции.

Ситуация олимпиад стрессовая сама по себе, поскольку схожа с ситуацией экзаменов, но усугубляется к тому же незнакомой обстановкой, ограниченностью времени на выполнение заданий, ответственностью.  Задача педагога-психолога -  помочь в создании позитивного эмоционального настроя, снизить страхи, тревоги; обучить эмоциональной саморегуляции, приемам волевой мобилизации, управления психофизическим состоянием. Стресс может быть связан и с самооценкой «олимпийца»: насколько я действительно умен, насколько могу справиться и достойно проявить себя. Все эти факторы вызывают тревогу, что может привести к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности, растерянности, и порой даже, способному ученику,  трудно показать в должной мере знания, умения, навыки и способности.
В  ситуации олимпиад наиболее значимыми оказываются следующие психологические характеристики учащегося: высокий уровень самоорганизации,  высокая и устойчивая работоспособность, высокий уровень концентрации внимания, произвольности; четкость, комбинаторность, нестандартность мышления, сформированность внутреннего плана действий, сформированность навыков эмоциональной саморегуляции, стрессоустойчивость. Неадекватность самооценки, завышенный или заниженный уровень притязаний, повышенная личностная тревожность ребенка могут отрицательно повлиять на результат участия его в олимпиаде.

Психологическая подготовка к олимпиаде

Если ты испытываешь волнение, тревогу, страх по поводу предстоящей олимпиады, тебе будет полезно овладеть приемами саморегуляции своего эмоционального состояния.

Предлагаемые рекомендации, упражнения помогут преодолеть тревогу, волнение, поддержать работоспособность, избежать переутомления и сохранить здоровье. В человеке все взаимосвязано: состояние здоровья влияет на душевное состояние и наоборот. Поэтому сначала обрати внимание на следующее:

Перед олимпиадой

  • Хорошо выспись
  • Не следует переедать. Питание должно быть 3-4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад.
  • Бывай на свежем воздухе
  • Отдыхай

Научись выполнять несколько простых упражнений, которые позволят тебе снять внутреннее упражнение, расслабиться и даже слегка улучшить настроение.

Упражнение «Лимон»

Сядь удобно: руки свободно положи на колени ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представь себе, что у тебя в правой руке лежит лимон. Начинай медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуешь, что «выжал» весь сок. Расслабь руку. Запомни свои ощущения.  Теперь представь, что лимон находится в левой руке. Повтори упражнение.
Выполни упражнение одновременно двумя руками. Расслабься. Насладись состоянием покоя.

Упражнение «Воздушный шар».

Представь, что в твоей груди находится воздушный шар. Вдыхая через нос, до отказа наполни легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он уходит из легких. Не торопясь, повтори. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше. Медленно выдохни ртом, как будто воздух выходит из шарика.

Что делать, если глаза устали?

  • Посмотри попеременно вверх-вниз, влево - вправо.
  • Нарисуй глазами свое имя, фамилию.
  • Попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 сек.), потом -  на листе бумаги перед    собой (20 сек.)

Как нужно выглядеть на олимпиаде?

Постарайся избежать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, чтобы не вызвать раздражение со стороны преподавателей. Ничего лишнего!

Как вести себя во время олимпиады?

Чаще подбадривай себя. Слова обладают едва ли не магической силой воздействия на нас. Я готов! Я собран! У меня все получится! Я уверен в успехе!

  • Помни, что вера в успех – это половина успеха!

Будь оптимистом. Помни, что наш мозг подобен компьютеру. Он хранит информации гораздо больше, чем мы можем предположить, Главное, взять себя в руки, и тогда, в нужный момент всегда вспомнятся нужные тебе знания.

Не спеши отвечать или сдавать свою работу.  Сосредоточься. Ты ничего не хочешь добавить к своему ответу? Помни, что самые свежие мысли приходят в голову после того, как письмо запечатано. Если тебе ничего не пришло в голову, то можешь сдавать работу.

Говори уверенно, спокойно, четко и ясно. Это  тоже поможет  унять волнение. Можешь представить, что перед тобой не преподаватель, а твоя мама, друг (отвечать будет не так страшно).

Человек может сознательно контролировать свое состояние. Так, если попытаться вести себя уверенно, можно и почувствовать себя уверенно.

Если ты потерпел неудачу?

Запомни: сильные личности, делая ошибки, имеют мужество их признать. Но признание ошибки не есть убеждение в собственной несостоятельности. Просто данная попытка не удалась. А каждая неудавшаяся попытка – еще один шаг  к успеху. Жизнь продолжается.

Быстрые способы успокоиться, улучшить настроение

«Передышка»
Отложи в сторону все проблемы, которые тебя беспокоят. Ты сможешь вернуться к ним, когда пожелаешь. В течение трех минут дыши медленно, спокойно и глубоко. Можно закрыть глаза. Представь, что когда ты глубоко неторопливо дышишь, все твои беспокойства и неприятности улетучиваются. При вдохе можешь повторять себе: «Я начинаю чувствовать себя лучше».

«Убежище»
Представь себе, что у тебя есть удобное надежное убежище, в котором ты можешь укрыться, когда пожелаешь. Это место не обязательно должно быть реально существующим. Это может быть шалаш в лесу, таинственный замок, космический корабль … Мысленно опиши это безопасное удобное место. Можешь нарисовать его. Ты можешь там отдыхать, рисовать, слушать музыку, разговаривать с другом.

«Сила воображения»

Представь свою проблему в виде лески, которая зацепилась в воде за корягу. Ты отрезал леску, и проблема уплыла.

Важно быть информированным о том, что тебя  ждет на олимпиаде, и часто это даже больше необходимо, чем умение владеть  техникой саморегуляции. Важно знать технические  и организационные  моменты о том, как будет выглядеть день олимпиадника, какого типа задания будут там представлены, какое количество этапов олимпиады ждет тебя, какова их продолжительность, где получить консультацию или помощь.

 Вот несколько рекомендаций, повышающих Ваши шансы на пути достижения поставленной цели:

1. Полноценно отдыхайте. Запомните – вечер, проведенный перед монитором или телевизором — это не отдых!

2. Займитесь спортом – физическая активность отлично снимает напряжение и тревоги.

3 Высыпайтесь – хороший сон является верным средством от переутомления нервной системы, следовательно, Ваши память, внимание и мышление будут на высоте!

4. Следите за своим дыханием, оно не должно быть поверхностным!

  Это упражнение можно делать в любом месте. Сядьте поудобнее, сложите руки на коленях, поставьте ноги на пол и найдите глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание.

Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха).Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и исчезает напряжение.

Советы родителям

Уважаемые родители!

Психологическая поддержка - это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка. Как же поддержать ребёнка? Поддерживать ребенка -значит верить в него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь - научить ребѐнка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать». Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица. Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо: Учитывая индивидуальные особенности своего ребенка, помогите ему выбрать наиболее оптимальную тактику подготовки к олимпиаде. Помогите отрегулировать режим дня, режим сна, режим питания, организовать условия для самоподготовки. В период повышенной интеллектуальной нагрузки ребенку нужен хороший отдых: прогулки на свежем воздухе, чередование умственной деятельности с двигательной активностью, полноценный сон.

Установлено, что одна бессонная ночь снижает интенсивность работы мозга на 9%.

Питание должно быть сбалансированным, но привычным, особенно в этот период, т.к. реакция организма в момент психоэмоционального напряжения может быть непредсказуемой. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга. Проявите чуть больше, чем обычно, внимания к ребенку. Относитесь, спокойнее к его нервозности в этот период. Чтобы снять тревожность ребенка, не увлекайтесь успокоительными лекарственными средствами. Лучше предложить крепкий чай с лимоном, немного шоколада и банан, в котором содержатся вещества, действующие успокаивающе на организм. Откажитесь на этот период от упреков в адрес ребенка, исключите все конфликтные вопросы, поддерживайте его веру в собственные силы. Ваш ребенок индивидуален, не похож на других и для Вас самый лучший в мире. Сейчас самый подходящий момент, чтобы еще раз дать понять ему это! Психологи подчеркивают, что детям свойственно «настраиваться» на эмоциональную волну своих родителей. Они копируют не только поступки, но и чувства. Поэтому постарайтесь строже контролировать не только слова, но и свои эмоциональные «всплески». Иногда разногласия в семье порождают стрессовое состояние ребенка. Постарайтесь быть терпеливыми друг к другу, сохранять мир и согласие в семье. Создайте позитивное настроение Вашему ребенку в период подготовки к олимпиаде. Позитивный настрой – это источник «добрых» эмоций и творческой энергии. Создайте психологическую установку на успех. Чаще в общении с ребенком, используйте выражения: «У тебя все получится», «Я верю в тебя». Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания. Не повышайте тревожность ребенка накануне олимпиады - это может отрицательно сказаться на результате.  Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Накануне олимпиады обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Посоветуйте детям во время олимпиады обратить внимание на следующее: пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу; внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий. Психологи подчеркивают, что детям свойственно «настраиваться» на эмоциональную волну своих родителей. Они копируют не только поступки, но и чувства. Поэтому постарайтесь строже контролировать не только слова, но и свои эмоциональные «всплески». Иногда разногласия в семье порождают стрессовое состояние ребенка. Постарайтесь быть терпеливыми друг к другу, сохранять мир и согласие в семье. Создайте позитивное настроение Вашему ребенку в период подготовки к олимпиаде. Позитивный настрой – это источник «добрых» эмоций и творческой энергии. Создайте психологическую установку на успех. Чаще в общении с ребенком, используйте
выражения: «У тебя все получится», «Я верю в тебя». Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания. Не повышайте тревожность ребенка накануне олимпиады - это может отрицательно сказаться на результате. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Накануне олимпиады обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться. Посоветуйте детям во время олимпиады обратить внимание на следующее: пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу; внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.

И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Верьте в своего ребенка и его успех!

Республиканская олимпиада 2023/2024

ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ

Первый этап

Поздравляем победителей первого этапа республиканской  олимпиады 2023/2024:

 

Второй этап

 2 этап Республиканской олимпиады по учебным предметам 2023/2024 учебного года

Поздравляем победителей второго (городского)этапа республиканской олимпиады по учебным предметам 2023/2024 учебного года:

⭐Мержеевского Тимофея, учащегося 10 класса – диплом 3 степени по математике;

⭐Кондрикова Глеба, учащегося 10 класса – диплом 1 степени по химии;

⭐Русаковича Мирона, учащегося 9 класса – диплом 2 степени по химии;

⭐Дроздову веронику, учащуюся 11 класса – диплом 1 степени по химии;

⭐Ляхова Кирилла, учащегося 9 класса – диплом 2 степени по техническому труду;

⭐Самусева Антона, учащегося 10 класса-диплом 1 степени по физической культуре и здоровью;

⭐Любезного Артема, учащегося 11 класса- диплом 2 степени по физической культуре и здоровью;

⭐Шпанькову Дарью, учащуюся 11 класса - диплом 2 степени по биологии;

⭐Кондрикова Никиту, учащегося 10 класса- диплом 3 степени по биологии;

⭐Кравченко Марию, учащуюся 9 класса- диплом 3 степени по биологии;

⭐Громыко Даниила, учащегося 9 класса- диплом 1 степени по географии;

⭐Езерского Дениса,учащегося 9 класса- диплом 3 степени по информатике!

Мы гордимся вашими успехами и победами!

Дорогие учителя- тренеры- Кабаева Е.Н., Курбан М.А., Володина Е.Л., Дроздова В.И., Митрахович О.И., Дробышевская Л.М., Якубов А.А., Метелица Н.Е., Быкова Е.Ю., Новикова Л.А. поздравляем вас с успешным выступлением ваших учеников! Благодарим Вас за добросовестный труд, инициативность и безграничную преданность профессии!

Третий этап

Поздравляем победителей третьего этапа   республиканской олимпиады   по  

  • по техническому труду

  Ляхова Кирилла – 

 учащегося 9 «В» класса       диплом I степени

 

  • по химии

 Кондрикова Глеба – 

учащегося 10 «Б» класса       диплом I степени

  • по географии

 Громыко Даниила – 

учащегося 9 «В» класса      диплом III степени

 

  • по химии

 Русаковича Мирона – 

 учащегося 9 «В» класса       диплом III степени

 

ПОЗДРАВЛЯЕМ И ВЫРАЖАЕМ БЛАГОДАРНОСТЬ

НАШИМ УЧИТЕЛЯМ:

  • Якубову А.А., Метелице Н.Е., учителям трудового обучения,

  • Митрахович О.И., Грицкевич К.М., учителям географии,

  • Кабаевой Е.Н., учителю химии !!!

Заключительный этап республиканской предметной олимпиады

Администрация школы поздравляет наших учащихся, их родителей и учителей Кабаеву Е.Н. и Якубова А.А, Метелицу Н.Е. с победой на республиканской олимпиаде по учебным предметам: Кондрикова Глеба, учащегося 10 класса, диплом II степени по химии!
Ляхова Кирилла, учащегося 9 класса, диплом II степени по техническому труду!

 

Шаг в будущее

Результаты

 

Итоги городской круглогодичной олимпиады по учебным предметам «Шаг в будущее» (второй этап)

п/п

Ф.И.О.учащегося

Класс

Ф.И.О. учителя

Кол-во набранных баллов

(общее кол-во баллов )

Белорусский язык

1.

Боханов Дмитрий

3 В

Тимашкова Н.Н.

27,5(40)

2.

Вилонова Александра

3 В

Тимашкова Н.Н.

27(40)

Русский язык

3.

Помозов Игорь

5 Г

Горкуша В.О.

17,3(25)

4.

Емельянова Николь

7 Д

Кухаренко Н.Н.

19,75(26,5)

5.

Гончаренко Алёна

7 Д

Кухаренко Н.Н.

19(26,5)

Математика

6.

Костюченко Владислав

3 Е

Решетникова Е.Г.

16(25)

7.

Лапухин Иван

3 Д

Лягчинкина С.Д.

11(25)

8.

Шумак Павел

3 В

Тимашкова Н.Н.

9(25)

9.

Левчук Владислав

4 Ж

Якубович И.С.

15(29,5)

10.

Гришаков Максим

4 А

Шанцева К.Е.

9(29,5)

Английский язык

11.

Савостьянов Михаил

4 Ж

Воробьёва А.А.

18(20)

12.

Лукашенко Ксения

7 А

Завалий И.Л.

18(20)

13.

Юрков Владислав

8 В

Дуранкова М.И.

14(20)

Человек и мир

14.

Шелюто Даниил

3 Е

Решетникова Е.Г.

13(20)

География

15.

Шпаньков Дмитрий

8 Б

Грицкевич К.М.

17

16.

Стрельский Максим

8 Б

Грицкевич К.М.

15

История

17.

Белый Илья

6 Г

Коваленко И.В.

47

18.

Мержанова Дарья

6 Г

Коваленко И.В.

35

19.

Шестаков Денис

8 В

Коваленко И.В.

19

Биология

20.

Сикорская Арина

7 Б

Литвинов В.Г.

31(65)

Химия

21.

Мищенко Мария

7 А

Крупская О.Л.

9(42)

22.

Лукинов Павел

8 В

Крупская О.Л.

13(55)

 

Финансовая грамотность

ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ «Финансистам - хорошо... Пусть меня научат!»

Правительством и Нацбанком утвержден план совместных действий по повышению финансовой грамотности населения на 2019–2024 годы

 

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 12 апреля 2019 г. № 241/6 утвержден план совместных действий по повышению финансовой грамотности населения на 2019–2024 годы.

Документ представляет собой среднесрочную стратегию повышения финансовой грамотности населения с учетом прогрессивного мирового опыта и реализации задачи по повышению эффективности этой деятельности.

Постановлением определяются цели и первоочередные задачи, приоритетные направления и темы, основные целевые группы населения, изложены принципы координации деятельности и формы межведомственного взаимодействия, отмечаются необходимость предоставления знаний населению и его мотивация к получению навыков в таких сферах, как персональные финансы, базовые финансовые знания, цифровые финансовые технологии, налоговая грамотность, страхование, защита прав потребителей финансовых услуг.

Утверждены мероприятия плана совместных действий по повышению финансовой грамотности населения на 2019–2024 годы, в том числе с участием ведущих сотрудников финансовых организаций и органов государственного управления. Предусматриваются разъяснение финансовых и экономических вопросов в рамках работы колл-центров и «горячих линий»; наполнение сайтов в глобальной компьютерной сети Интернет организаций, оказывающих финансовые услуги, а также организаций, участвующих в реализации мероприятий плана, актуальной информацией, необходимой для принятия населением решений по финансовым вопросам. В план входит поддержание функционирования и развитие Единого интернет-портала финансовой грамотности населения.

В числе мероприятий также проведение исследований по определению уровня финансовой грамотности населения, которое будет осуществляться путем республиканских опросов населения раз в два года – в 2020, 2022 и 2024 годах. Оценку финансовой грамотности предполагается проводить по целевым группам, полу, возрасту, региону, доходам, образованию: это позволит обеспечить детальное многостороннее отображение уровня финансовой грамотности, провести более качественный анализ и составить более целенаправленные и эффективные программы в области финансового образования.

Работа по повышению финансовой грамотности в рамках настоящего плана направлена на охват широких слоев населения страны с учетом географических, возрастных, гендерных, социальных, профессиональных и образовательных отличий. 

По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь 

Более подробную информацию о развитии финансовой грамотности на территории Республики Беларусь можно получить на Едином интернет-портале по финансовой грамотности населения: 

http://fingramota.by/ – единый Интернет-портал финансовой грамотности населения Национального банка Республики Беларусь;

http://infobank.by – финансово-аналитических портал Беларуси, на котором можно найти справочную информацию о рынке банковских услуг, лизинге, страховании и др., обзоры и рейтинги банков, онлайн-калькулятор вкладов и кредитов, финансовые новости, статьи и аналитику;

http://infobank.by/3485/default.aspx  страница Детской финансовой грамоты совместного проекта Белинвестбанка и infobank.by «Дети и деньги». Цель проекта –– в простой и доступной форме рассказать о финансах и помочь сформировать правильное отношение к деньгам.

http://azbukafinansov.ru/ – универсальный портал по финансовой грамотности и управлению личными финансами.

http://www.fintraining.by/ – «Центр Финансового Образования. Беларусь», созданный с целью помочь разобраться в непростом мире финансов, инвестиций, сделать шаг на пути к финансовому благополучию. На страницах портала:

• Обучающие авторские курсы;

• Современная система дистанционного образования;

• Постоянно пополняемая библиотека книг и статей на тему финансов, бизнеса и инвестиций;

• Свежие новости и аналитические статьи о важнейших событиях в мире экономики.

Информационные ресурсы в подготовке к олимпиаде по финансовой грамотности

Уважаемые учащиеся! Для повышения собственной финансовой грамотности, а так же для подготовки к олимпиаде по финансовой грамотности рекомендуем использование следующих информационных ресурсов:

http://fingramota.by/ru/participants - единый портал финансовой грамотности населения;

http://nbrb.by - сайт Национального банка РБ раздел "Финансовая грамотность";

Официальные сайты банков Республики Беларусь, раздел "Финансовая грамотность";

Игра "Финансовый футбол", которая размещена на сайте Национального банка и на других сайтах в сети Интернет;

Мультфильм "Азбука денег или как помочь ребенку вырасти богатым", размещенный на едином интернет-портале финансовой грамотности населения http://fingramota.by/ru/participants

 ЛИТЕРАТУРА:

1. Банковский кодекс РБ от 25.10.2010 №441-З (главы 2,4,18,21)

2. Закон РБ "О кредитных историях" от 10.11.2008 №441-З

3. Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата,утвержденная постановлением Правления Национального банка РБ от 30.12.2003 №226

4.Инструкция о порядке совершения операций с банковскими платежными карточками, утвержденная постановлением Правления Национального банка РБ от 18.01.2013 №34

5 Антипенко О. "Денежная азбука"

6. Горяев А., Чумаченко В., "Финансовая грамотность для школьников".

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ЭКОНОМИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ

1.«Какие бывают расходы»

ЦЕЛЬ: Показать детям, что расходы бывают обязательные (основные) и необязательные (не основные).

МАТЕРИАЛ: Модель «Расходы»,карточки с изображением предметов, символизирующих основные и не основные расходы (мебель, одежда, продукты, питания, свет, газ, игрушки, книги, карточки белого и красного цвета.

ХОД:

Вариант1: ведущий показывает картинку с изображением какого- либо предмета, дети поднимают карточку того цвета каким он считает предмет по степени необходимости.

Вариант2: детям раздаются предметные картинки, карточки раздаются двум детям. По сигналу воспитателя дети становятся вокруг ребенка необходимого по их мнению цвета.

2. «Маленькие покупки»

ЦЕЛЬ: Показать, что каждая вещь стоит денег, сопоставлять цена товара с имеющимися наличными деньгами.

МАТЕРИАЛ: Картинки с изображением различных предметов (товаров), ценники, деньги.

ХОД: Дети выбирают товар, соотносят цену с имеющимися у них деньгами, делают покупки по заданию ведущего:

– Покупка только одного предмета (товара).

– Покупает сразу несколько товаров (спрос не превышает предложение)

– Покупатель сравнивает товары по стоимости (дороже, дешевле, одинаковые по цене).

3. «Интересные покупки»

ЦЕЛЬ: Раскрыть детям покупательную силу денежных знаков.

МАТЕРИАЛ: Товары разной стоимости, монеты (купюры) разного достоинства.

ХОД: Ведущий дает задания «покупателям» с постепенным усложнением: – купить вещь (предмет), которая стоит … рублей;

– назвать, что можно купить за … рублей;

– самостоятельно узнать, а потом назвать одну, две, три вещи, стоящие определенную сумму денег.

4. «Узнай товар»

ЦЕЛЬ: Дать понятие, что каждая вещь-товар. Товары бывают разного назначения.

МАТЕРИАЛ: Картинки с изображением товара различного назначения (промышленные, сельскохозяйственные, культурно-бытового назначения и др.)

ХОД:

Вариант1: Покупатель описывает товар не называя его ,продавец отгадывает и отдает.

Вариант2: Покупатель называет назначение предмета или некоторые действия с этим предметом, продавец отгадывает и отдает. Вариант3: Покупатель называет то что может получиться.

5. «Чей сувенир»

Цель: Познакомить детей с народными промыслами (Городецкая, хохломская и т.д.)

МАТЕРИАЛ: Картинки–пазлы.

ХОД:

Вариант1: Детям предлагаются пазлы с изображением различных народных промыслов. Ведущий показывает картинку дети определяют у кого какой промысел и складывают пазлы.

ариант2: Дети самостоятельно выбирают пазлы одного промысла.

Вариант3: Ведущий называет промысел, дети находят изображения изделий этого промысла.

6. «Детская лотерея»

Цель: Познакомить детей с особенностями разыгрывания лотереи. Материал: Лотерейные билеты с указанием номера и серии; специальные призы (детские поделки);табло.

ХОД: Лотерея-это возможность выиграть что-либо на купленные лотерейные билеты. Дети покупают билеты, а дальше все разыгрывается как в настоящей лотерее. Крутится барабан с шарами, и объявляется номер билета ,на который «выпал» выигрыш. Дети сравнивают номера билетов с номерами на табло. Это беспроигрышная лотерея.

7. «Угадай, какая это профессия»

ЦЕЛЬ: Закрепить и уточнить знания детей о профессиях, связанных с работой в рекламном агентстве.

МАТЕРИАЛ: Карточки картинки с изображением людей разных профессий.

ХОД:Вариант1:Воспитатель описывает профессии рекламного агента, рекламодателя, художника-оформителя, и т.д.но не называет их .Дети отгадывают. Вариант2:Игра с карточками, на которых изображены :банк, детский сад, рекламное агентство, больница, магазин и т.д. Детям раздаются карточки и они говорят чем занимаются люди работающие например в больнице.

8. «Кто что делает?»

ЦЕЛЬ: Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых. МАТЕРИАЛ: Карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир.) и трудового действия (взвешивания товара, готовит еду, рисует)

ХОД: Ребенок , взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них. Вариант: Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.

9. «Назови профессии»

ЦЕЛЬ: Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека ;воспитать интерес к людям разных профессий.

МАТЕРИАЛ: Цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий.

ХОД: Ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности

10. «Кто трудиться, кто играет»

ЦЕЛЬ: закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – не трудовой). МАТЕРИАЛ: набор карточек с изображением игровых и трудовых процессов.

ХОД: У каждого ребенка – набор парных карточек (трудовая-игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное бельё, дети танцуют, играют и т.д.), устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствия).

11 «Какие бывают доходы»

ЦЕЛЬ: Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).

МАТЕРИАЛ: Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату, и видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов; работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.

ХОД: Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют дополнительные и основные доходы.

12 «Товарный поезд»

ЦЕЛЬ: Закрепить знание детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.

МАТЕРИАЛ: Карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами.

ХОД:

Вариант 1: Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты – продукция мясокомбината, молочные продукты – продукция молокозавода.

Вариант 2: Дети группируют предметы по месту производства: мебель – мебельная фабрика, посуда – фаянсовый завод, игрушки – игрушечная фабрика.

13 «Маршруты товаров»

ЦЕЛЬ: Развивать у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе (бытовая техника, промышленны товары, мебель, сельхозпродукты и др.).

МАТЕРИАЛЫ: картинки с изображением товаров или реальные предметы и игрушки, таблички с названием магазинов: «Одежда», «Мебель», и т.п. ХОД: каждый ребенок выбирает карточку-картинку, называет, что на ней нарисовано, и определяет, в какой магазин можно увезти этот товар. Выигрывает тот, кто правильно подберет карточки к табличкам, с названием магазина.

14 «Собери вместе»

ЦЕЛЬ: Расширить представление детей о товарах; научить группировать их по разным признакам.

МАТЕРИАЛ: Карта (панно) с изображением различных товаров.

ХОД: У каждого ребенка – карта. На которой нарисованы разные предметы. Используя круги Эйлера – Венна, дети объединяют предметы по различным признакам: съедобное – несъедобное; игрушки – орудия труда.

15 «Угадай, где продаются»

ЦЕЛЬ: Научить детей соотносить названия магазина с товарами, которые в нем продаются; развивать умение обобщать группы предметов. МАТЕРИАЛ: Картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д.

ХОД: дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов, мебели и т.д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», и др. Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.

16 «Магазин игрушек»

ЦЕЛЬ: Дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).

МАТЕРИАЛ: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги. ХОД: Прежде, чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, метал, пластмасса, ткань, и т.д.), место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

17 «Что быстрее купят

ЦЕЛЬ: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

МАТЕРИАЛ: карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платье для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц); ботинки (на одном нет шнурка).

ХОД: Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.

18 «Что и когда лучше продавать

ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности ( времени года) на реальный спрос.

МАТЕРИАЛ: Карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года (летом, зимой и т.д.); мелкие карточки с изображением сезонных товаров.

ХОД: Дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном. Например, панамки, сандалии, сарафан – в «летний» магазин.

19 «Домино»

ЦЕЛЬ: Закрепить знание о названии, достоинстве монет; развить внимание, память.

МАТЕРИАЛ: карточки домино, на которых нарисованы монеты разного достоинства и в разном наборе.

ХОД: Правила игры – общие для домино. Один из детей выставляет карточку домино, следующий ребенок, слева или справа кладет карточку с соответствующим «набором» монет. По окончании игры осуществляется проверка, устанавливается, правильно ли подобранны карточки.

Областная олимпиада по учебным предметам учащихся IV-IX классов

 

Областная олимпиада по учебным предметам учащихся IV-IX классов

Единый порядок проведения первого этапа областной олимпиады по учебным предметам учащихся IV-IX классов учреждений общего среднего образования в 2024 году

Единый порядок проведения первого этапа областной олимпиады по учебным предметам учащихся IV-IX классов учреждений общего среднего образования в 2024 году

 Первый этап областной олимпиады по учебным предметам учащихся IV-IX классов учреждений общего среднего образования проводится в целях раннего выявления и развития  интеллектуального потенциала учащихся, организации системной работы по их предметной подготовке.

Место и сроки проведения.

Первый этап областной олимпиады проводится на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 59 г. Гомеля» 16 и 23 марта 2024 г.

 Предметы, количество туров, форма и продолжительность проведения.

Олимпиада проводится в один тур (за исключением учебных предметов «Трудовое обучение», «География») по отдельным олимпиадным заданиям для каждого класса (за исключением учебных предметов «Информатика», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье», «Китайский язык»). По учебному предмету «Информатика» задания разрабатываются для каждой возрастной группы: I-IV (младшая группа), V-VII (средняя группа), VIII-IX (старшая группа). По учебному предмету «Трудовое обучение» разрабатываются задания для каждой возрастной группы (для юношей и девушек): V-VI классы (младшая группа), VII-VIII (старшая группа). По всем учебным предметам, кроме учебного предмета «Информатика», олимпиадные задание выполняются и оформляются в письменной форме. Задания выполняются по учебным предметам «Математика» и «Физика» в тетрадях или двойных листах, имеющих штамп государственного учреждения образования «Средняя школа № 59 г. Гомеля», по остальным предметам письменные ответы заполняются в бланках заданий. Олимпиада проводится по заданиям разработанным ГУМК.

Продолжительность работы над заданиями:

IV классов – до 1 ч.;

V-VI классов – до 1,5 ч.;

VII классов – до 2 ч.;

VIII-IX классов – до 2,5 ч.;

V-VI классов – «Трудовое обучение» - до 2 ч.;

VII-VIII классов – «Трудовое обучение» – до 2,5 ч.;

VII-IX классов – «Физическая культура и здоровье» – до 2 ч.;

I-IX классов – «Информатика» – до 5 ч.

 Состав участников.

В первом этапе олимпиады принимают участие:

по математике – учащиеся IV-VII классов,

по русскому языку и литературе, белорусскому языку и литературе – учащиеся IV-VIII классов,

по английскому языку, истории Беларуси и всемирной истории – учащиеся V-IX классов,

по китайскому языку - учащиеся V-IX классов,

по географии и биологии – учащиеся VI-VIII классов,

по химии, физике - учащиеся VII-VIII классов,

биологии – учащиеся VI-VIII классов,

по трудовому обучению – учащиеся V-VIII классов, (среди юношей и девушек в двух возрастных группах),

по физической культуре  и здоровью  – учащиеся VII-IX классов, (среди юношей и девушек в одной возрастной группе),

по информатике - учащиеся I-IX классов (3 возрастные группы),

по обществоведению – учащиеся IX классов.

Руководство организацией и проведением первого этапа олимпиады.

Общее руководство организацией и проведением первого этапа областной олимпиады по учебным предметам осуществляет организационный местный комитет, созданный на основании приказа руководителя учреждения. В состав оргкомитета входит директор, заместители директора.

 

Местный оргкомитет:

создает условия для проведения первого этапа олимпиады;

принимает заявки на участие в первом этапе олимпиады;

разрабатывает схему рассадки учащихся;

освещает ход подготовки, проведения и результаты первого этапа областной олимпиады;

обеспечивает присутствие в аудиториях лиц, ответственных за сопровождение первого этапа олимпиады, из числа педагогических работников учреждения образования, не являющихся специалистами и не преподающих учебный предмет, по которому проводится олимпиада;

обеспечивает дежурство во время проведения олимпиады (в том числе медперсонала);

оформляет информационное пространство в учреждении образования;

награждает победителей дипломами;

Решения оргкомитета принимаются на заседаниях и оформляются протоколами. Решения оргкомитета считаются принятыми, если за них проголосовало более половины присутствующих на заседании членов оргкомитета. Решения оргкомитета основываются на решениях жюри по каждому учебному предмету.

 

Проведение первого этапа областной олимпиады

Олимпиадные задания тиражируются в количестве, соответствующем заявкам. Лица, ответственные за сопровождение первого этапа олимпиады проверяют участников по схеме рассадки, организуют оформление работ, следят за соблюдением порядка и дисциплины в кабинетах.

Участники олимпиады указывают на обложке тетради (на листке со штампом) свою фамилию, имя, отчество, предмет, класс и фамилию, имя, отчество своего педагога, подготовившего их к олимпиаде. В тетрадях (листах со штампом) или бланках, в которых выполняются задания, участником не делается никаких записей, пометок. Работа выполняется только ручкой с синим стержнем. При несоблюдении данного условия работы не допускаются к проверке и оцениванию. Олимпиада проводится по заданиям, утверждёнными государственным учреждением «Гомельский городской учебно – методический кабинет».

Пакеты с заданиями вскрываются членами оргкомитета в присутствии участников олимпиады, заданиями обеспечивается каждый участник олимпиады.

Время для выполнения олимпиадных заданий отсчитывается с момента раздачи текстов заданий участникам первого этапа олимпиады и записывается на доске.

Участникам олимпиады не разрешается иметь при себе современные средства связи.

После окончания выполнения заданий участники олимпиады сдают работы лицам, ответственным за сопровождение первого этапа олимпиады, которые в свою очередь передают работы представителю оргкомитета.

 

Порядок шифрования и дешифрования работ.

Шифрование работ участников первого этапа олимпиады осуществляет представитель оргкомитета после выполнения и сдачи работ всеми участниками олимпиады. Во время шифрования каждому участнику присваивается идентификационный номер, который заносится на обложку его работы и первый лист. После этого обложка снимается и хранится у представителя оргкомитета. Работы передаются на проверку в жюри олимпиады. За обеспечение конфиденциальности несет ответственность представитель оргкомитета. Дешифрование работ участников проводится представителями оргкомитета после завершения работы жюри по их оцениванию.

 

Порядок работы жюри.

Состав жюри утверждается приказом руководителя учреждения образования.

Председатель жюри распределяет членов жюри для оценивания олимпиадных работ. Проверка работ осуществляется в день проведения первого этапа. Результаты выносятся на последний лист работы участников олимпиады и обложку работы. Каждый член жюри подтверждает результат оценивания своей подписью. Результаты проверки заносятся в протокол председателем жюри.

 

Порядок ознакомления с результатами оценивания олимпиадных заданий.

Участники имеют право в установленное оргкомитетом время ознакомиться со своей работой, задать вопросы, если они возникли, и подать обращение. Учителя и законные представители не имеют права принимать участие в ознакомлении с результатами работ. Обращения участников по вопросам оценивания выполненных ими олимпиадных заданий направляются в жюри и рассматриваются им в установленное оргкомитетом время после завершения последнего тура первого этапа олимпиады.

Спорные вопросы рассматриваются совместно с председателем жюри и уполномоченным представителем оргкомитета. При необходимости проводится заседание жюри, на котором принимается окончательное решение по оцениванию соответствующего олимпиадного задания.

 

Порядок награждения участников первого этапа олимпиады.

По итогам проведения первого этапа областной олимпиады издаётся приказ руководителя учреждения образования. Количество победителей на первом этапе составляет не более 45 % от общего количества участников. Количество дипломов I, II, III степени определяется исходя из следующей пропорции: 50 % от количества победителей награждаются дипломами III степени, 30 % - дипломами II степени, 20 % - дипломами I степени. Количество дипломантов может быть увеличено либо уменьшено по усмотрению членов жюри, при условии, что учащиеся выполнили не менее 50% заданий.

Жюри из числа победителей, набравших наибольшее количество баллов отбирает участников второго этапа олимпиады по учебным предметам, при отсутствии дипломанта I степени право участвовать во втором этапе имеют дипломанты II и III степени. При победе на олимпиаде по нескольким предметам учащиеся имеют право выбрать предметы для участия во втором этапе олимпиады. Участники олимпиады по учебному предмету «Информатика», выполнявшие задания более чем в одной возрастной группе, награждаются дипломом победителя олимпиады в заявленной группе.

Награждение победителей первого этапа областной олимпиады по учебным предметам проводится в торжественной обстановке на церемонии закрытия олимпиады.

Победители в 2024 году

Поздравляем победителей второго этапа областной олимпиады по учебным предметам УЧАЩИХСЯ 4 – 9 КЛАССОВ

  1234

  • русский язык
  • ХОЛОДОВИЧ МИЛАНУ, учащуюся 4 "в" класса -

                                 диплом 1 степени;

                                 Учитель - тренер: ТИХОМИРОВА Т.А.

  • география
  • ШПАНЬКОВА ДМИТРИЯ, учащегося 8 "Б" класса -

                                 диплом 1 степени;

                   Учитель - тренер: Грицкевич К.М.

  • математика
  • ЧУМИЧКИНУ ДИАНУ,учащуюся 5 "Г" класса -

диплом 3 степени;

                                  Учитель - тренер: Дробышевская Л.М.

  • информатика
  • КЛИМОВИЧА ФЕЛИКСА, учащегося 4 "Д" класса -

                                 диплом 3 степени;

                                  Учитель - тренер: ДОЛИНСКИЙ М.С.

  • русский язык
  • АЛАМПИЕВУ АННУ, учащуюся 5"в" класса -

                                 диплом 3 степени;

                                 Учитель - тренер: Ворфоломеева Е.Н.

  • история
  • хихлухо романа, учащегося 9 "е" класса -

                                 диплом 3 степени;

                                   Учитель - тренер: Антоненко В.А.

  • английский язык
  • филатову алису, учащуюся 9 "в" класса -

                                 диплом 3 степени;

                                    Учитель - тренер: Кобрусева И.А.

  • физика
  • старовойтов михаил, учащегося 8 "а" класса -

                                 диплом 3 степени;

                                     Учитель - тренер: Янучок Г.Н.