Мы убеждены в том, что самое ценное в понимании прав ребёнка - это искренне, всем сердцем почувствовать то, что каждый ребёнок имеет права, и мы не имеем право их нарушать.
КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О БРАКЕ И СЕМЬЕ. гл. 16, ст. 190 ОБЯЗАННОСТИ РЕБЁНКА ВНЕ СЕМЬИ - Каждый ребенок обязан уважать права и достоинства других людей, проявлять к ним гуманное отношение. - Ребёнок обязан уважать историко-культурное наследие, самобытность, язык и иные ценности, являющиеся достоянием Республики Беларусь и других народов, бережно относиться к природе, соблюдать законы Республики Беларусь. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "О ПРАВАХ РЕБЁНКА" СТ. 11 ОБЯЗАННОСТИ РЕБЁНКА Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности белорусского народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности. КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" ст. 31 ОСНОВНЫЕ ПРАВА ОБУЧАЮЩИХСЯ Обучающиеся в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства имеют право на: · получение образования в соответствии с образовательными программами; · охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса; · бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; · пользование учебниками и учебными пособиями; · каникулы; · получение платных услуг в сфере образования; · бесплатное пользование библиотекой, учебной, производственной, научной и культурно-спортивной базой учреждения образования; · получение социально-педагогической и психологической помощи со стороны специалистов учреждения образования; · поощрение за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной деятельности, а также в образовательных мероприятиях; · участие в управлении учреждением образования; · участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях, конференциях, симпозиумах, конгрессах, семинарах и других образовательных мероприятиях, спортивно-массовой, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной деятельности; · ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией; участие в профессиональных союзах, молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству. КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" ст. 32 ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1. Обучающиеся обязаны: 1.1. добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания; 1.2. заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию; 1.3. выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся, правил проживания в общежитиях; 1.4. уважать честь и достоинство других участников образова-тельного процесса; 1.5. бережно относиться к имуществу учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность. 2. Иные обязанности обучающихся устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждений образования, организаций, реализующих образовательные программы послевузовского образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.. |
ПРАВА РЕБЕНКА |
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие "мировой конституции прав ребёнка". 26 января 1990 года Конвенция о правах ребёнка была открыта для подписания, и в тот же день её подписала 61 страна, а 2 сентября 1190 года после ратификации двадцатью государствами Конвенция вступила в силу.
С того времени она была ратифицирование всеми, за исключением двух, государствами мира.
Конвенция возлагает на принявшие её государства, прежде всего правовую ответственность за их действия по отношению к детям. Требования Конвенции имеют силу норм международного права. Это первый официально утверждённый международный инструмент, регулирующий взаимоотношения мира взрослых и детей, определяющий новую этику отношения к детству.
Главные цели Конвенции - максимальная защита интересов ребёнка, признание приоритетности этих интересов в обществе и провозглашение равных прав ребёнка со взрослыми.
Положения этого документа сводятся к четырём основным требованиям, которые должны обеспечивать права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.
В этом акте заложены два основополагающих принципа. Первый - ребёнок является самостоятельным субъектом права. Второй - приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии.
Взаимоотношения взрослых и детей должны строиться на такой нравственно-правовой и педагогической основе, когда уважение к личности ребенка, к его мнению, взглядам и желаниям принимается не только как норма общечеловеческой культуры, но и как норма права. Родитель и ребёнок, учитель и ученик должны стать равноправными субъектами права, строя свои отношения на взаимном уважении и доброжелательном отношении друг к другу.
Чтобы ответить на вопрос: "Сколько прав у ребенка?" - обратимся непосредственно к тексту Конвенции. В соответствии с текстом Конвенции ребёнок имеет следующие права:
1. Право на жизнь (ст. 6. п. 1). |